БЕЗУМСТВУ TRICKY ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ

   Adrian Thaws, феномен современности, более известный как Трики, со времен выпуска дебютного альбома будоражит умы критиков. Использовав эру экспериментов, он отдал на суд общественности совершенно новый музыкальный материал, который вскорости был назван «трип–хопом». Наверное, ничего более умного для определения формы творений Великого и Ужасного не нашли. Таким образом пробовали подвести музыку Трики под некий стандарт. Критики пытались повесить ярлык на музыку, которая разрушает все рамки, проникает в тело, хватает душу в охапку и, хохоча, швыряет ее в бездну безумия. И в этом неизмеримая, непознаваемая красота творчества Трики.

   Один из лидирующих экспонентов трип–хоп–жанра Трики родился в 1968 году в Бристоле (Англия). Сразу после рождения был брошен папой (который попросту ушел) и мамой (которая спустя 4 года ушла по собственному желанию в мир иной). Под крылышком его пыталась держать добрая бабушка. Но мальчишка все равно удосужился втихаря поменять школьные учебники на оружие. Вместо прилежной зубрежки он занялся кражами и распространением наркотиков.

   Так бы и пристрелили его где–нибудь или отдали на съедение ласковым тетям и дядям из полиции, если бы не переклинило его к двадцати годам. Он решил заняться рэпом и начал музыкальную карьеру в конце 80–х как член объединения MC, ди–джеев и певцов, известного как бристольская рэп–труппа WILD BUNCH. Коллектив в скором времени мутировал в MASSIVE ATTACK, где Трики читал рэп для “Daydreaming” и “Five Man Army” на сенсационном дебюте группы 1991 года “Blue Lines”. Но склонный к конфликтам Трики не ужился с участниками MASSIVE ATTACK. Поработав над двумя треками для следующего альбома группы “Protection” (издан в 1994–м), Трики перессорился со своими коллегами и, помахав ручкой на прощание (а может сделав менее культурный, но более рэповый жест), переехал в Лондон, чтобы сконцентрироваться на соло–карьере.

   В 1993 году умный индивидуалист Трики выпускает дебютный сингл “Aftermath”. До записи сингла он встречает вокалистку–подростка Martina Topley Bird (ко времени записи первой песни ей было 15), которая станет его постоянным коллегой (во всех альбомах, выпущенных под именем Tricky она принимает участие). Сингл был издан на собственном лейбле Naive.

   В 1994 году Tricky подписал контракт с 4th & Broadway. Контракт содержал пункт, который позволял ему выпускать параллельные проекты под другим псевдонимом (в дополнение к основным выпускам). В этом же году было издано два сингла Трики “Ponderosa” и “Overcome”.

   Дебютный альбом Трики “Maxinquaye” появился весной 1995 года. Альбом не только стал фаворитом у критиков, но и достиг второго места по результатам продаж на родине. И все это несмотря на то, что темный по характеру альбом практически не проигрывался по радио в светлое время суток. Мракобесие треков “Hell Is Round The Corner” и “Feed Me” привлекло на свою сторону армию поклонников, сделавшую альбом коммерчески успешным. Звучание “Maxinquaye” варьировалось от драматического тяжелого рока до подражания соулу. Именно тогда критики стали ломать голову. Ну как же назвать клаустрофобический саунд, который к тому же имеет глубокие корни в хип–хопе, эмбиенте и дабе? И мудрецы музыкального мира титулировали его трип–хопом, определением, которое позже станет известно также как “Bristol sound”. Альбом стал суперуспешным. Но когда Трики стали величать звездой, у парня начался эффект противостояния. Он не хотел добиваться большего (или просто не желал подчиняться правилам и чувствовать, как быстро и неумолимо попсеет?). Посему последующие альбомы становились все мрачнее и мрачнее, неформатнее и неформатнее. Сие безобразие привело к громкому провалу альбома 1999 года “Juxtapose” и разрыву контракта с Трики его звукозаписывающего лейбла PolyGram. Но мы заглянули уж слишком далеко в будущее. На дворе у нас пока звездный 1994 год.

   В течение 1995 года, Tricky просто–напросто стал вездесущим в Великобритании — играл вместе и делал ремиксы для множества артистов, включая Bjork, Luscious Jackson и WHALE. Осенью 1995-го он выпустил “Tricky Vs. THE GRAVEDIGGAZ” (результат сотрудничества с американской хардкор–рэп–группой), а также сингл “I Be The Prophet”, который был издан под именем STARVING SOULS. Позже в этом году Трики сотрудничал с рэп–группой GRAVEDIGGAZ на EP “The Hell”.

   “Nearly God” следующего (апрель 1996–го) года издания был компиляционным сайд–проектом, где Трики сотрудничал с Bjork, Cath Coffey, Alison Moyet, Neneh Cherry и Terry Hall, а также с известной со времен дебютного альбома Трики вокалисткой Martina Topley Bird. На альбоме нашла отражение и склонность Трики к ремикшированию любимых композиций. К примеру, он даже не пощадил святую святых: перепел таки “Judas” DEPECHE MODE. “Nearly God” был тепло принят критиками, но любви формата радиостанций добиться не смог.

   Разобиделся Трики на всех и вся, взял Мартину за руку, собрал нажитое и натворенное добро и направился в Нью–Йорк к горячо любимым рэпперам. Потусовавшись среди местного андерграунда он выпустил совместный EP с представителями нью–йоркского рэпперского бомонда бандой GRASSROOTS. А новый альбом “Pre-Millenium Tension” был издан двумя месяцами позже. Альбом оказался еще более непригодным для удовлетворения вкусов широкой аудитории хотя бы из–за угрожающих и параноидальных “Tricky Kid” и “Lyrics Of Fury”. И все равно внимание общественности к Трики было приковано. Плюс, в дополнение к трем серьезным работам 1996 года, он ремикшировал Элвиса Костелло (Elvis Costello), GARBAGE, Yoko Ono и BUSH.

   Философский альбом 1998 года “Angels With Dirty Faces” продолжил эстафету по погружению несчастного слушателя в мрачную изоляцию посредством неумолимо гудящей музыкальной основы. Если продолжать разговоры о женщинах в жизни Трики (о женщинах–вокалистках), то с изданием этого альбома связано имя PJ Harvey, не выделяющейся жизнерадостным оптимизмом девушки. С ее помощью был записан первый сингл из альбома “Broken Homes”. Предпосылкой для создания песни послужило убийство легендарного рэппера Notorious B.I.G.

   1999 год принес “Juxtapose”. Альбом, созданный Трики вкупе с ди–джеем Muggs (CUPRESS HILL) и продюсером DMX Grease’ом, стал последним релизом на Island Records, потому что артист неожиданно заключил контракт с лейблом Epitaph Records. Западные критики отнеслись к новому диску в основном положительно, что уже неплохо. Но по сравнению с дебютным альбомом “Juxtapose” оказался попросту провальным. Трики сосредоточенно роет вглубь подземелья нео–хип–хопа и тщательно поливает грязью звукозаписывающие компании (“For Real”). Также “Juxtapose” пронизан множеством новых идей, звучащих как трип–хоповая обработка нью–йоркского андерграундного хип–хопа и прогрессивного рэгги. «Я пытался добавить хип–хоп в мою музыку долгие годы. Я всегда говорил, что не должно быть одного звучания в альбоме. Людям не нужно однообразие. Начиная с “Maxinquaye” я не хотел делать альбомы однообразными», — говорит по поводу “Juxtapose” Трики.

   В июне 2001 года Трики вновь вернулся (или никуда не уходил?) с новым альбомом “Blowback”, выпущенным на лейблах Hollywood Records в Америке и Epitaph в Европе.

   Примечательно, что за несколько недель до издания нового детища блудный сын Великобритании вернулся и на родную сцену. Рожденный в Бристоле Трики не выступал в Англии уже несколько лет. Двухчасовой сет в поддержку нового альбома он играл не где–нибудь, а в “London Royal Festival Hall”. Сам “Blowback” представляет собой смесь мирного хип–хопа, фанка, хэви–металических гитар. Чтобы понять, элементы каких стилей были внесены в альбом, просто посмотрите на тех, кто приложил руку (или голос) к его созданию. В звездный состав альбома вошли Alanis Morissette, John Frusciante из RED HOT CHILI PEPPERS, Cyndi Lauper, Hawkman и Ambersunshower. Последняя исполняет партии Мартины. Сама же Мартина решила посвятить все свое время воспитанию их с Трики дочери. «Когда я с ней, не имеет значения, что делаю, сколько у меня денег, какие клипы снимаю. Она, очевидно, слушала мою музыку. Но не сделала ни одного замечания по этому поводу. Все, что она видит, это то, что музыка забирает от нее папу», — грустно делится своими чувствами к дочери Трики.

   Вокал Трики звучит на заднем плане на протяжении всей записи, начиная с первого трека альбома “Excess” и заканчивая последним “A Song For Yukiko”. Интересной была работа с Alanis Morissette. Как сообщил клавишник Трики Gareth Bowen, Alanis записала свой вокал на треке “Excess”, однако в окончательную версию песни он не попал. Кроме того, она принимала участие в записи “Diss Never”. Но эта версия не вошла в альбом из–за запрета лейблом Maverick Records, с которым сотрудничает Alanis. Трики записал несколько вариантов этой песни, один из которых (совместно с Hawkman) и вошел в окончательный вариант альбома.

   Гипнотическая колыбельная “Your Name”, записанная совместно с новой ритм–энд–блюзовой исполнительницей Ambersunshower, выделяется на общем фоне. Прозрачная, светлая, запоминающаяся мелодия, на фоне остальных, более мрачных и сложных композиций. Такие треки, как будущий сингл “Evolution Revolution Love” (в мелодичном припеве этой песни поет фронтмен американской группы LIVE Ed Kowalczyk, которую часто путают с R.E.M.) и “Girls”, уже обещают стать хитами. Благодаря “Girls”, кстати, была снята короткометражка Стива Маккуина о Трики. Иногда этот фильм называют просто “Tricky”, а иногда “Girls Tricky”, так как фильм рассказывает о записи в студии как раз песни “Girls”. Новый CD Эдриан спродюсировал сам, а сопродюсером и аранжировщиком части альбома выступил Роб Кавалло (Rob Cavallo), известный по сотрудничеству с GREEN DAY и GOO GOO DOLLS. “Blowback” дебютировал в чарте “Billboard” на 138 месте.

   По поводу альбома высказываются кардинально разные мнения. Несомненно одно, звучание Трики стало светлее (немного) и понятнее (намного). Все бы хорошо, но… Попсой чуть–чуть тянет. Что пугает. Несмотря на критику музыкальной индустрии, Трики создает полноценный коммерческий продукт, ориентированный на рынок. А фэны NIRVANA на кавер–версию песни их любимой группы обиделись…

   Откуда же такие смещения приоритетов? Почему Трики так кардинально изменил музыкальную политику? Задумался ли о будущем и деньгах, повзрослел (или постарел), избавился ли от наркотических снов или… Просто излечился от паранойи. Существует довольно–таки занимательное объяснение. Оказывается Tricky перенес тяжелую форму неизвестной доселе болезни. Она разрушает иммунную систему, поражает психику, вызывает сильный стресс, бессонницу и даже паранойю. Болезнь в медицинских кругах называется кандидой и представляет собой нечто вроде кишечной палочки, которая питается сахаром и крахмалом. Поэтому в пищу больному ни в коем случае нельзя употреблять ни сладкого, ни мучного. Трики этого не знал… И объелся сладким почти до шизофрении.

   Но несмотря на открещивание от болезненной и наркотической заунывности в саунде альбома, распространение постеров “Blowback” было запрещено в Голливуде. Местные власти посчитали, что постеры могут пропагандировать использование наркотиков. Вот так вот оно бывает. Стараешься быть хорошим, а тебе: «А постерчики–то у вас про наркотики! Ни–и–зя!».

   Об иных работах Трики в последнее время. Вместе с группой LIVE он уже успел записать песню для их нового альбома “Ecsatatic Fantastic”. Недавно заявил, что собирается посотрудничать в качестве вокалиста у Джона Фортса (John Fortes) на его будущем альбоме. Кроме того, он будет продюсировать четыре трека на дебютном сольном альбоме Мартины. И, наконец, выпускает на своем лейбле дебютный альбом брата. (Вообще–то с младшими братьями Аароном и Марлоном он даже работает над проектом SOUTHWEST BATTALION.) Да еще недавно он умудрился раскритиковать CHEMICAL BROTHERS и им подобных музыкантов и заявить, что ди–джеям вообще не следовало бы заниматься созданием музыки.

   На этом пока заканчивается история о хитром и изворотливом Трики. О человеке, который покоряет белый свет черной музыкой. Критики поставили точку на новом его альбоме, но не точку на пристальном наблюдении за ним (просто «желтый дом» какой–то получается). Никто ведь не знает, что именно может выкинуть этот экстраординарный товарищ. Вот и поклонникам творчества Трики желаю: “Blowback” слушайте, а глаза держите широко открытыми. А вдруг что увидите? Надеюсь не героиновую фантазию.

[ Анна ПРИМАКА ]

©2001–2002 Алексей Савинских
Hosted by ValueHost

Hosted by uCoz