КАЙФОЛОМСТВО ТРИКИ

   На «главный эксклюзив зимы», камерный концерт британского «короля трип-хопа» Tricky на прошлой неделе во МХАТ пришел, конечно, почти полный зал, вот только значительная часть этого зала, увы, состояла из граждан «не в материале». Эти тетеньки и дяденьки (дороговатый — 100-200 долларов за билет — партер заполнила в основном респектабельная 35-летняя публика) предполагали, видать, то ли услышать эдакие эстетские джаз-импровизы, то ли поглазеть на некий андеграундный, щекочащий нервишки мюзикл. Иные, возможно, впечатлившись последней пластинкой Tricky “Blowback”, рассчитывали лицезреть ее скрупулезное концертное воплощение (хотя странно было бы ожидать, что на московскую «замороженную» сцену вдруг вывалят шумной гурьбой Аланис Мориссетт, Энтони Кидис в обнимку с Фли (“RHCP”), а также Синди Лаупер и Эд Ковальчик — мегазвезды, благодаря которым так колоритно, разножанрово и звучит последнее творение Tricky). На лицах всех этих граждан читался изрядный облом по окончании рекордно короткого (злобный британец ушел со сцены через час и 15 минут) минималистично-мрачного действа. А тем, что анархичный гастролер так и не пожелал выйти на «бис», и даже не спел свой единственный хит последнего времени “Evolution Revolution Love”, он просто оскорбил привыкший к расшаркиваниям истеблишмент. Среди напяливающих норковые шубы в гардеробе можно было услышать такие презрительные фразы: «Мы его, значит, не вдохновили? Но нас-то такой «обкурок» тем более не вдохновил!»

   Хотя ведь г-ну Tricky реакция московской публики нынче, как, впрочем, и лондонской, парижской, любой, — совершенно по барабану. Вот раньше, в долгий период агрессивного безумия (диагноз «паранойя» был официально поставлен музыканту медиками), Tricky писал свои альбомы со жгучей ненавистью к публике, и с лютым человеконенавистничеством же выступал (что нередко заканчивалось переломами и кровоподтеками у тех, кто ближе остальных оказывался возле сцены). Сейчас у музыканта — лечебная, «успокоительная» диета (в гастрольном райдере артиста — электроплита, набор кастрюлек, строгий перечень продуктов: сырое мясо, рыба, «дикий» рис, соевое молоко, ржаные хлопья; в ресторанах звезда не кутит, сама себе в гостиничном номере заваривает кашки). В нее, судя по внешнему виду парня, входит и усиленное потребление гашиша (по слухам, брикетики гашиша тоже включены в высылаемый устроителям гастролей список оборудования). А потому Tricky нынче расслаблен и выступает исключительно ради получения самоудовлетворения. В концерте для него имеет смысл одно: «качает» — «не качает», «вставляет» самого-то или «не вставляет». В Москве — явно не вставило, не торкнуло, не повело.

   «Мегахаусу» же летом довелось наблюдать завораживающе-мрачный перфоманс Tricky (логично соединяющий «расслабленные» стили dub, регги, трип-хоп, «бормочущий» хип-хоп) в адекватной, первородной, можно сказать, атмосфере: в английской деревне Челмсфорд, на фестивале “V2001”. Там, в наполненном дурманом темном ангаре «ангел с грязным лицом» был полностью в своей «тарелке». Не выпуская из пальцев дымящийся «косяк», он медленно вползал в глубокий транс, шамански тряс головой и агрессивно бормотал свои речитативы перед залом, в котором, раскачиваясь, сидели или уже лежали абсолютно такие же, обкуренные зрители (пятилистник марихуаны — едва ли не официальный символ фестиваля “V2001”, к слову сказать). Впрочем, в Англии Tricky бормотал, два часа глядя в стену и показывая «расслабленному» залу только свою оголенную спину. На московском концерте же приветливость прогрессировала: «король трип-хопа» все-таки пару раз разворачивался к публике и лицом. Усиленно раскачиваясь всем торсом и тоже не выпуская самокрутки, Tricky, как мог, пытался словить вдохновляющую «транс»-волну. Но звуковое оборудование, повешенное во МХАТе, обламывало все усилия: московские техники сознательно глушили столь необходимые для dub-медитаций громкие басы, чтобы не пережечь дорогостоящую аппаратуру. Так и не словив концертного кайфа, артист удалился в гримерку, где, однако, в память о гостеприимной Раше сделал себе татуировку: надпись на пузе кириллицей. Отнюдь не матерное, заметьте, слово, а просто — «ТРИКИ»!

Текст: Капитолина Деловая
26 декабря 2001 года

©2001–2002 Алексей Савинских
Hosted by ValueHost

Hosted by uCoz