ПОЮЩИЙ ИЗ АДА

   Во МХАТе им. Горького выступил Трики

   Изобретатель трип-хопа, сочинитель-параноик, любитель темноты, сам на четверть черный, выступил на театральной сцене с коротким, всего час с небольшим, представлением. Биса не было.

   В одном из интервью Трики признавался, что вообще не любит быть лидером. Мол, на сольных пластинках он специально микширует собственный голос до практически неразличимого состояния, как бы прячет за шершавой стеной фирменно-неуклюжего звука. Последняя работа Трики, “Blowback”, отличается именно тем, что его бормотание очищено от копоти и выведено на первый план — это вроде бы сперва Трики чрезвычайно напугало, и он долго спорил со звукорежиссером, но потом как-то привык.

   Кажется, Трики и вправду не любит, когда на него глазеют. Всей Москве уже известна история с обозревателем «Афиши» Юрием Сапрыкиным, который поехал в город Лион брать у Трики интервью. Спустя минуту после начала встречи Трики неожиданно заорал: «Че ты на меня вылупился?! Че смотришь?! Проблем захотел?!», и на этом интервью, собственно, было окончено. Можно себе представить, как должны нервировать такого пугливого персонажа сотни, тысячи глаз пришедших на его концерты слушателей. Видимо, поэтому концерты Трики проходят практически в полной темноте.

   Не стал исключением и концерт во МХАТе. Лишь приложив известное усилие, можно было не разглядеть даже, а скорее угадать знакомый по фотографиям мускулистый силуэт, стоявший к слушателям преимущественно спиной, редко боком и практически никогда лицом. Лицо это — не человека, а какого-то сложенного из мышц, гримас и горести зверя — расплывалось в сумраке, покрывавшем сцену, и лишь изредка красные и синие сполохи давали слушателям возможность разглядеть, как расправляется Трики с микрофонной стойкой, как рэпует дуэтом с другой тенью, как снимает майку, медленно покачивается в такт; как выходит из тьмы и уходит во тьму девушка, исполняющая некоторые вокальные партии. Гриф гитары; воздетая рука; чей-то профиль; чей-то крик — вот краткое содержание вечера.

   Что до звукового сопровождения, то оно было куда жестче, прямее и решительней, чем того можно было ожидать. Трики играл вещи с самых разных своих альбомов, не только с последнего, и все они ощетинились довольно хриплыми гитарами и едва ли не панковским ритмом. Трики вспомнил даже время, проведенное им в составе группы Massive Attack, и исполнил «Кармакому» (это, возможно, лучшая вещь, ими записанная, — как раз авторства Трики). Надо ли говорить, что в его исполнении, глухом, ночном, акройдовском, она не слишком походила на оригинал.

   Рядом дама, подготовленная восторженными статьями о Трики, шепотом спрашивала своего спутника: «А в чем его революционность?» Спутник мычал и говорил что-то про значение, про влияние и про то, что Трики изобрел трип-хоп. На вопрос, что такое трип-хоп, он уже ответить не смог (попробуй ответь!). Тем более что то, что звучало на сцене, походило на что угодно, но только не на трип-хоп.

   Действительно, именно для описания дебютного альбома Трики и придумали это словечко, но ценность Трики все-таки в другом. Трики по-настоящему, без преувеличения безумен: качество, в той или иной степени необходимое каждому выходящему на сцену — с гитарой ли, с микрофоном ли.

   У Трики эта степень — самая превосходная. Он больной. Долбанутый на всю голову. Он опасен. К нему лучше не приближаться.

   Это и делает его концерты — даже те, что идут недолго, стоят дорого, сыграны сумбурно и в полной темноте, — чем-то совсем особенным и заставляет вспоминать их не то чтобы добрым, но каким-то крепким, уважительным словом.

[ Алексей Мунипов ]
21 декабря 2001 года

©2001–2002 Алексей Савинских
Hosted by ValueHost

Hosted by uCoz